Мы учимся не только головой

49c5c2_ec354156261ba4043d0e318044b828f1Разум — непостижимый генератор действительности, культуры, истории и всех человеческих возможностей — продолжает заинтриговывать и разочаровывать нас, ищущих понимания самих себя. Когда мы сосредотачивались на анализе работы мозга и посвящали этому наши исследования, мы пытались дать объяснение разуму на основании тех своих представлений и деталей, которые могли собрать воедино. Мы, однако, пропустили наиболее фундаментальный и таинственный аспект разума: учение, мысль, творчество и мудрость, которые представляют собой не только процессы мозга, но и всего тела целиком. Ощущения, движения, эмоции и интегрирующие функции мозга «живут» в теле. Человеческие качества, которые мы привычно связываем лишь с разумом, никогда не могут существовать отдельно от тела.

Конечно, мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать и поддерживать его, создавать благоприятные условия для учения и творческого поиска, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу.

Представление о том, что интеллектуальная деятельность может каким-то образом существовать независимо от нашего тела, глубоко укоренилась в человеческой культуре. Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект. Этот взгляд характерен также для многих образовательных теорий и методов, что усложняет процесс учения и делает его менее успешным.

Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости. Именно телесные ощущения «подкармливают» мозг информацией, идущей от окружающей среды, формируя таким образом понимание мира, и создают основу для развития новых интеллектуальных возможностей. Это и наши движения, которые наглядно выражают знание и помогают развитию значительной части познавательных функций по мере их усложнения. Данное утверждение подтверждено научными нейрологическими исследованиями до мельчайших подробностей. Несмотря на то, что мы не знаем о мозге очень многого, всё же за последние годы мы получили значительно больше сведений о нём. И я уверена, что новое знание о мозге окажет мощное влияние на методы воспитания и образования детей и на то, как мы относимся к себе и учимся в течение жизни.

Всем нам необходимо большее осознание роли тела в процессе учения, ибо она уже отчётливо доказана научными исследованиями. Эта книга представляет собой попытку объединить новые открытия с более надёжным и динамическим представлением об учении. В частности, она стремится осветить те многочисленные механизмы, посредством которых движение порождает и поддерживает умственные процессы.

Предисловие к книге доктора физиологии Карлы Ханнафорд «Мы учимся не только головой», 1999 год