Два типа поведения в длительной стрессовой ситуации, или про «лентяев» и «трудоголиков»

Мы с вами говорили про нарушение природного естественного механизма обучения и как появляются маленькие и большие «нехочухи». Но существует и второй тип поведения при попадании в длительную стрессовую ситуацию: человек старается изо всех сил, но чем больше он старается, тем меньше у него получается. Итак, про «лентяев» и про «трудоголиков».

Читайте и примеряйте к себе и или своему ребёнку, какой тип поведения в стрессе чаще всего используется.

49c5c2_227e133dd375974bc72bf8c5c5eb348e «Лентяй»: ему сложно начать что-то делать (нет сил), в том числе и новое дело; сбитый с толку, запутавшийся, легко отвлекаемый, несобранный; имеет ощущение бесполезности усилий, прекращает дело до того, как закончил, сдаётся — ничего не вышло; не может сделать выбор (слишком много вариантов); скука, разочарование; отсутствие плана, структуры, не знает, какой надо сделать первый шаг; не видит и не помнит детали; охвачен страхом: почему это со мной, за что?; очень маленькая степень самосознания, причину неудач видит в других; чаще бессловесный; не может двигаться и думать одновременно; мышцы в гипотонусе (как «кисель»). Пример из практики. Подросток 17 лет заканчивает школу, надо выбрать ВУЗ для поступления. Родители просто в отчаянии: ничего не хочет, ничем не интересуется, не думает о будущем. Особенно возмущён поведением сына отец, поскольку у того отсутствует необходимые мужские качества: ответственность, планирование, воля (что значит «не хочу» или «не могу»? надо – делай!).

Парню и в самом деле абсолютно плевать на ВУЗ, он готов идти в армию. От родителей отмахивается, как от надоедливых мух. Во-первых, он не знает, что хочет, хотя мама таскала его на дни открытых дверей во многие высшие заведения. Во-вторых, он абсолютно уверен, что всё бесполезно, поскольку даже если он напряжётся и попробует поступить — «всё везде куплено и только по блату».

Когда остаёмся одни в кабинете, вся бравада с него слетает, и я вижу маленького растерянного мальчика, которому тошно от жизни, так как и вправду нет настоящих друзей, нет ни одного настоящего увлечения, кроме сидения за компьютером и слушания музыки на предельной громкости, под которую можно «улететь» от проблем. Он живет с ощущением, что как-то в этом мире для него всё не так устроено и ждет армии, как разрешения ситуации.

49c5c2_554a0ebf3c64bfef96577594b03b7b9a «Трудоголик»: не может остановиться (ведь так много надо сделать) и подумать, всегда занят; всё делает с чрезмерным усилием, старанием, но часто без хорошего результата; ощущение хронической нехватки времени, ощущение давления, напряжения — дел много, и все надо сделать на пять; перфекционист; болезненно самоосознающий, чрезмерно контролирующий себя и окружающих; ощущение вины: я должен был сделать лучше, по-другому; обеспокоенный, озабоченный; может автоматически отвечать невпопад; не видит целостной картины (ситуации, задачи…); мышцы в гипертонусе (как «металл»).Пример из практики. Молодая женщина, мать троих детей, собирается защищать диссертацию. Яркий пример реакции на стрессовую ситуацию по типу «трудоголик». Обеспокоена ситуацией, которая с ней произошла. Один из её детей занимается восточными единоборствами. Она была на соревновании, где её сын участвовал. Она совершенно точно знала, что её ребёнок должен стоять в поединке слева (так сказал тренер). Мы помним с вами, что в этом случае происходит реакция на стрессовую ситуацию, человек не видит целостной картинки и чрезмерно сосредоточен да деталях. Поединок начался, она смотрела и болела за ребёнка слева. Помнит, что подумала: странно, почему он надел кимоно другого цвета. Когда бой закончился, она подошла к своему ребёнку, чтобы утешить его и поддержать в его проигрыше. Думаю, что вы легко можете себе представить реакцию удивления выигравшего бой сына.

Что делать? Понять, что поведение вашего ребёнка означает то, что он находится в стрессовой ситуации, а не является следствием его дурного характера или отсутствия способностей. И тогда можно начать ему помогать. А может быть, и себе тоже.