Что такое Образовательная кинезиология

Что такое Образовательная кинезиология

Слово «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (движение) и «логос» (наука).

 

Образовательная кинезиология — наука и практика о том, как легко и радостно учиться новому через движение.  «Движение — дверь в обучение», — девиз автора метода, американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.

Под «обучением» здесь подразумевается не только улучшение таких навыков, как чтение, письмо, счет и так далее. Это также возможность независимо от возраста эффективно осваивать любую новую информацию: оставаться любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое. Результат —  повышение качества жизни в целом.

 

Задача Образовательной кинезиологии — помочь человеку здесь и сейчас, оказать такую поддержку, чтобы он мог достичь поставленной цели или справиться со своим состоянием при помощи более эффективного способа поведения. 

Другая, особенно важная задача — научить человека помогать самому себе, используя специальные инструменты и техники. Именно поэтому доктор Пол Деннисон назвал метод Образовательной кинезиологией.

 

Методы Образовательной кинезиологии позволяют через игру и простые двигательные упражнения (в одной только Гимнастике мозга существует 26 упражнений) восстановить внутренний потенциал организма, повысить приспособляемость к стрессу, получить новые навыки и умения, уравновесить себя (быть в балансе), гармонизировать взаимодействие полушарий мозга, помочь телу измениться в своем безопасном темпе. Также они помогают лучше чувствовать свои потребности и возможности, лучше осознавать себя, жить с радостью и чувством удовлетворения.

Техники и подходы Образовательной кинезиологии полезны родителям, специалистам помогающих профессий (психологам, воспитателям, педагогам, логопедам), будут отличным инструментом в бизнес-коучинге, а также помогут любому человеку, желающему повысить качество своей жизни.

История Образовательной кинезиологии

Основатель метода Образовательной кинезиологии«За последние 30 лет я провел огромное количество сессий по всему миру, используя систему Образовательной кинезиологии, в основе которой лежит связь движения и обучения, с людьми разной возрастной категории: от детей до взрослых. На обучающих сессиях, во время которых мы реорганизуем мозг, сердце и паттерны движения в направлении определенной цели или намерения, я видел, как менялась жизнь многих людей».

«Пробудив во мне заново мое любопытство и чувство игры, система обучения с Гимнастикой мозга помогла мне отпустить обиды, чувство вины, страхи и ограничения, которые когда-то мешали проявлению моей индивидуальности. Когда моя жизнь больше служит другим, чем мне, я знаю, кто я есть. Теперь я всегда знаю, что я задействую все свои ресурсы, встречаю препятствия своего уровня, играю по полной, прошу о помощи, когда нужно, и испытываю благодарность за всё, что дает мне Вселенная, в руках которой я нахожусь. Для меня это одна из главных радостей в жизни: заново обретённое удовольствие учиться, что с рождения является естественным правом каждого человека».

Пол Деннисон


Пол Деннисон — американский психолог, доктор наук в образовании, создатель Образовательной кинезиологии — науки об улучшении процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любому новому виду деятельности. Это тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать.

Пол Деннисон работал в системе образования всю свою профессиональную деятельность. В 70-х он был владельцем учебных коррекционных центров Valley Remedial Group Reading Centres в Долине Сан-Фернандо. Эти центры помогали людям при трудностях в обучении. Пол Деннисон и его сотрудники помогали как детям, так и взрослым, превращая их трудности и проблемы в повод для успешного роста.

Он хорошо знал, что чувствуют и думают эти люди, так как сам был в детстве проблемным ребенком (заговорил в 4 года, в начальной школе не мог читать, считать и писать). Школа была для него мукой, скукой и источником стресса с вечно кричащими на него учителями, которые и вправду потеряли надежду научить его элементарным вещам. Из этой его проблемы в процессе роста и работы над собой возникла его задача: создать новый способ обучения детей — такой, чтобы они могли учиться с наименьшим количеством неудач и без стресса. Пол Деннисон закончил Бостонский университет. А затем получил докторскую степень в образовании за исследование взаимосвязи физического развития человека, способности усваивать язык и способности к обучению.

Пол Деннисон обнаружил огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого.

Он объединил знания нейрофизиологов, нейропсихологов, прикладной кинезиологии, практических психологов, развивающей офтальмологии. Какую-то часть движений взял из восточных практик, какую-то — из танцевальных техник (здесь ему помогала его жена Гейл Деннисон, танцор по образованию). Он создал систему простых, быстрых и эффективных упражнений. Эти упражнения направлены на восстановление природных, уникальных способностей человека, возвращение его к естественному, природному механизму обучения, при котором любой процесс познания нового становится радостным, активным, увлекательным занятием. Эти 26 упражнений были названы Brain Gym («Гимнастика мозга») и являются только небольшой частью Образовательной кинезиологии. Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, забавны, их можно проводить в форме игры, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

В настоящее время «Гимнастику мозга» преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.

Упражнения «Гимнастики мозга»

Упражнения делятся на четыре группы.

 

Первая группа — упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину).

Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей. Они синхронизируют работу полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела. Это дает ему возможность спокойно читать, писать и выполнять другие действия.

 

«Перекрестные шаги» — пример упражнения из этой группы:

Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела.

Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена.

Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена.

Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете.

Голова остается на месте.

Полезный результат — улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

 


Вторая группа — это упражнения, заряжающие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

 

«Энергетическая зевота» — пример упражнения из этой группы.

Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов).

Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания.

Делайте в течение 1–2 минут.

Полезный результат — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное размышление в процессе работы.

 


Третья группа — растягивающие упражнения.

Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.

На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения.

Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

 

«Активация рук» — пример упражнения из этой группы.

Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки.

Правую руку положите на левую ниже локтя.

Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырёх сторон относительно головы: вперёд, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться.

Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела.

Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы.

Повторите упражнение со второй рукой.

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

 


Четвертая группа — упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

 

«Позитивные точки» — пример упражнения из этой группы.

Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам на лбу, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос.

Используйте достаточно лёгкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.

При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

Как видите, это упражнение можно сделать самому, а можно попросить близких.

Полезный результат — повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимает стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

Что такое баланс в Образовательной кинезиологии?

Баланс в Образовательной кинезиологии — состояние, при котором человек выполняет какое-либо действие наилучшим для него на данный момент способом и тратит ровно то количество сил и энергии, которые необходимы, чтобы он совершал желаемое действие легко и с чувством удовлетворения.

 

Нам помогает достичь этого баланса контакт с тем, что мы ощущаем (тело), что чувствуем (эмоции) и о чем думаем (мысли). Все это — одновременно и в определенный момент времени. Человек — система, покоящаяся на этих трех «китах». Если мы находимся в контакте с нашими тремя «китами», мы активны, позитивны, полны сил и крепко стоим на ногах. Мы знаем, чего хотим, видим конечную цель, понимаем шаги, которые нас к ней приведут. Результат — эффективная деятельность, приносящая радость.

 

Сегодня мы каждый день сталкиваемся со стрессами, перегрузками, отчаянной нехваткой времени. Конечно же, мы теряем наше равновесие, наш баланс: тело реагирует зажимами, мы легко раздражаемся и огорчаемся.

 

В Образовательной кинезиологии существуют методы, с помощью которых можно не только привести человека к балансу, но и сохранить это состояние в течение времени. Специальная пошаговая процедура — «Баланс» — делается по запросу человека: 

  • на определенный вид деятельности, чтобы сделать ее успешной; 
  • на самочувствие; 
  • на эффективное поведение в определенной ситуации.